Всё началось в далеком 1939 году, когда Мартин Гудмэн (Martin Goodman), занимающийся изданием бульварного чтива, обратил свой предприимчивый взор на резко набирающий популярность новый вид этого «палпа» - комиксы. Собственно, Супермен выстрелил еще в 1938-ом, и реагировать надо было срочно. Гудмэн нанял художников и писателей из компании Funnies Inc, которые делали комиксы на заказ для разных издателей. Для него они создали действительно запоминающихся и уникальных персонажей. В первую очередь это были: Человек-Факел (Human Torch) (не имеющий никакого отношения к Фантастической Четверке) и Субмаринер, он же Принц Нэймор (Submariner, Prince Namor). «Marvel Comics # 1» вышел под маркой Timely Publications 31 августа 1939-го, и моментально стал хитом. Тираж пришлось допечатать, и, говорят, всего было продано 800 тысяч копий. Тогда Гудмэн нанял собственных людей для производства комиксов. В частности, Джо Саймона (Joe Simon) в качестве главного редактора, а также художника Джека Кирби (Jack Kirby). Вместе эти двое создадут третьего Большого Героя Timely – Капитана Америку (Captain America). Оба, правда, покинут издательство уже в 1941 году, и главным редактором будет назначен 19-летний Стэн Ли, работавший в Timely изначально помощником (мальчиком на побегушках). Этот человек изменит мир, но это произойдет только в 1961 году, и об этом чуть позже. Пока же издательство продолжает развиваться, количество выпускаемых комиксов растет как на дрожжах, и, после того как Гудмэн выкупает у Funnies права на всех героев, Timely Comics становятся совсем самостоятельными.
Самостоятельность, правда, отнюдь не означает оригинальность. Гудмэн, собственно, никогда не думал ни о каких экспериментах, его принцип был: делать то, что в моде. Поэтому Timely, переименованные в 1950-ых в Atlas, всегда следовали только за трендами - из кино, популярной литературы или даже других комиксов. Если в кино шли вестерны, печатали вестерны, если хитом были романтические истории для девочек, то, как говорится, сам Бог велел. Если издательство EC Comics зарабатывает на хоррорах, то и Atlas тоже могут. А если супергерои и приключения больше не популярны, от них следует отказаться.

Век Марвел
К 1956-му году Atlas выпускали около 40 журналов в месяц, но в 1957 году Гудмэн (о причинах этого поступка ходят разные версии) подписал контракт, заключающийся фактически в том, что дистрибуцией его продукции стали заниматься (через третьи руки) National Comics, будущие DC Comics (то есть самые главные конкуренты). В итоге Atlas было разрешено печатать всего от 8 до 12 комиксов в месяц, и такое положение дел сохранится до конца 1960-ых. Соответственно к 1961 году издательство, снова переименованное, уже в Marvel, печатало-то всего ничего - несколько вестернов, несколько женских наименований и несколько сайфай-саспенс-монстр антологий.

Как раз в это время Мартин Гудмэн заметил, что у конкурентов из National один журнал продаётся лучше, чем другие, – это был «Justice League of America» со
сборной командой супергероев в главных ролях – и намекнул об этом Ли. Тогда Стэн Ли, внезапно осознавший, что работа, которую он считал временной, отняла у него 22 года, и захотевший уделить ей существенно больше внимания, и решил придумать команду супергероев такую, какой никогда не существовало до этого, такую, о которой ему самому было бы интересно и не стыдно читать, героев со всеми человеческими проблемами, слабостями, не чуждыми романтике, не скрывающими свои настоящие имена и без дурацких костюмов (и правда, до 3-го выпуска одежда была обычной), в чем-то, на самом деле, команду пародийную. Помочь в этой грандиозной экспериментальной затее Стэн попросил не кого-нибудь, а Джека Кирби, незадолго до этого вернувшегося в Marvel после многолетнего скитания по другим компаниям. «Fantastic Four #1» вышел в сентябре 1961-го и стал очень большим хитом. Поклонники буквально завалили издательство письмами, чего никогда раньше не случалось. По крайней мере так говорит Стэн Ли. Мне же кажется, что секции писем в ранних выпусках Фантастической Четверки откровенно и не очень умело сфабрикованы. Как бы то ни было, постепенно писателем и художником действительно были сформированы уникальные стили повествования и рисунка, прорабатывались человеческие взаимоотношения между героями, которые постоянно ссорились между собой и совершали ошибки, присутствовали реалистичные диалоги и в целом непринужденная юмористическая атмосфера. И действительно пришла популярность.

Кстати, Ли и Кирби вовсю использовали новый метод создания комиксов, который теперь называют Марвеловским. Ленивый Стэн не писал полный сценарий, а лишь в общих чертах рассказывал художнику сюжет. Тот рисовал все, что сам хотел (поэтому и у Кирби, и у Дитко бывает так много экшена), а Ли потом писал реплики героев под эти картинки. Стэн не писал подробный сценарий, но тем не менее его фантазия была безгранична: на бедной планете Земля оказывается огромное количество затерянных или скрытых под землей цивилизаций, немереное число инопланетных рас, превосходящих земную по развитию, отчего-то хотят ее поработить, ученые Земли с легкостью изобретают новые супертехнологии, а маги открывают новые астральные измерения, и за всем этим с небес наблюдают боги. Вся эта каша и есть фундамент вселенной комиксов Марвел.
После успеха Четверки новоиспеченная вселенная росла чрезвычайно быстро. За несколько лет Стэном Ли были придуманы новые герои и антигерои, многим из которых суждено было занять важное место в комиксах на многие десятилетия. Кроме того, были возвращены и основные герои Timely – Нэймор и Капитан Америка (Человек-Факел же в новой реинкарнации уже был в Фантастической Четверке). Но, если по порядку, то вторым созданием Ли-Кирби был Невероятный Халк (Incredible Hulk), созданный под вдохновением одновременно от Франкенштейна и Мистера Хайда. Комикс, правда, сильно страдал от постоянной смены концепции (то Брюс Баннер (Bruce Banner) становился Халком по ночам, то по своему желанию, то на эмоциях) и был закрыт после шести выпусков. Герой появлялся в гостях в других журналах и позже все-таки снова получил свою серию. А вот третий герой нового марвеловского века комиксов стал настоящей сенсацией - совершенно нестандартный супергерой, подросток, очкарик, заботящийся больше о здоровье своей тетушки, чем о борьбе со злом (это, безусловно, похвально, но ведь неслыханно!) – речь, конечно, о Человеке-Пауке (Spider-Man). Человек-Паук стал лицом Марвел и является им до сих пор. К слову, в этот раз постарался не Кирби, а Стив Дитко (Steve Ditko), уникальнейший и очень независимый художник.

Следующим шагом в становлении вселенной Марвел стала реорганизация саспенс-антологий. Поскольку количество выпускаемых журналов было ограничено, а несупергеройская продукция тоже шла хорошо, и если ее и отменяли, то очень постепенно (Модель Милли (Millie The Model) закроют только в 1973-ом, а в 1969-ом даже появятся два новых спин-оффа (ответвления от основной серии)), новым героям стали отдавать по половине журнала. Так, в «Journey into Mystery» стал регулярно печататься Тор (Thor), в «Tales to Astonish» – Человек-Муравей, он же Человек-Гигант (Ant-Man, Giant-Man), в «Tales of Suspense» – Железный Человек (Iron Man) и позже Капитан Америка. В «Strange Tales» наряду с сольными похождениями Человека-Факела появился крайне любопытный персонаж - маг Доктор Стрендж (Dr. Strange) с удивительными сюрреалистическими иллюстрациями от Дитко. Последними среди той волны новых героев можно считать команды Мстителей (Avengers) и Людей Икс (X-Men) (в современном виде они будут представлены лишь в 1975-м), и, наконец, Сорвиголову (Daredevil), созданного в начале 1964 года.

Тем временем популярность продукции под брендом Марвел продолжала расти. В эпоху Битлз это означало активное освещение комикс-культуры в прессе, а также многочисленные интервью с Ли и Кирби на радио и телевидении.

К 1968 году Гудмэн все-таки добился увеличения количества выпускаемых комиксов до 24 наименований в месяц (и каждый журнал с двумя героями сразу превратился в два), а в 1969-ом подписал новый контракт по дистрибуции с другой компанией. Теперь, как и в 1940-ые и первую половину 1950-ых, Марвел были вольны публиковать столько журналов, сколько мог выдержать рынок. По некоторым подсчетам Марвел в то время продавали 50 миллионов журналов в год.
От первого События к Новой Вселенной
В 1971 году на страницах девяти выпусков «Avengers» произошло первое в истории Марвел Событие – война между инопланетными расами кри (Kree) и скрулл (Skrull), ставшее стандартомcca.gif для будущих подобных историй. Кроме того, тогда же в трех выпусках «Amazing Spider-Man» печатается история о вреде наркотиков, формально не одобряемая Комикс Кодом (Comics Code Authority). Комикс Код был введен в 1955 году в ответ на жалобы, что комиксы с реалистичными изображениями смерти, а также популярными тогда вампирами и прочими ужасами, негативно влияют на детей. Поэтому, чтобы на журнале можно было поставить значок Approved by CCA, многое было запрещено показывать. Наркотики в комиксах тоже были запрещены, даже в таком просветительском ключе, но Марвел все равно напечатали свою нравоучительную историю без CCA, в итоге CCA пересмотрели многие пункты в своем Коде, в частности те же вампиры и оборотни стали разрешены, благодаря чему пошла новая волна хоррор-комиксов.

Гудмэн отошел от дел в самом начале 1972-го, и издателем стал Ли. А главным редактором - талантливый писатель Рой Томас (Roy Thomas). Под его началом в издательстве снова расцвел букет самых разнообразных жанров, включающий хорроры, фэнтези, научную фантастику и вестерны.

В 1975 году возвращаются Люди Икс. Серия, стартовавшая в 1963 году, уже в 1969-ом была отменена, выпуски продолжали выходить, но в них был только x-men.jpgперепечатанный материал. В 1974-м в «Incredible Hulk # 180-181» был представлен персонаж Росомаха (Wolverine), ставший с тех пор самым популярным Икс-Мэном. А в 1975-ом, после успеха специального выпуска «Giant-Size X-Men», в котором была представлена новая команда Людей Икс, включающая и Росомаху, серия «X-Men», начиная с 94 выпуска, снова была запущена. Более того, в последующие годы разрослась целая, так сказать, подвселенная Людей Икс, так как количество журналов с их участием и их популярность быстро росли. Кстати, тоже в 1974-ом, уже в «Amazing Spider-Man # 129», появился и еще один популярный ныне персонаж - Каратель (Punisher). Карателя и Росомаху объединяло то, что оба не имели никаких этических проблем с убийством врагов, более того, считали это важной частью своей карьеры.

В 1970-ых Марвел стали публиковать комиксы с участием лицензированных персонажей. Еще в 1970 году была запущена серия «Конан Варвар» (Conan the Barbarian) о герое, созданном Робертом Говардом (Robert E Howard). А к 1977 году число лицензированных комиксов существенно увеличилось. Тарзан и Джон Картер - создания Эдгара Райса Берроуза (Edgar Rice Burroughs), Годзилла и, конечно, Звездные Войны (Star Wars) (да-да, те самые). Последняя серия, собственно, ответственна за то, что Марвел до сих пор существуют. Дело в том, что индустрия в целом испытывала экономический спад, но количество журналов, выпускаемых Марвел, особенно после десяти лет ограничений, росло от года к году. Так, за 1967 год, когда еще стояло ограничение, было выпущено 202 комикса, за 1972-ой – 357, за 1973-ий – уже 533, в 1975-ом – рекордные на то время 647. И даже несмотря на стабильно высокие продажи, по разным причинам компания теряла деньги. Но «Звездные Войны», первые 6 выпусков которых были адаптацией фильма, стали таким хитом, что удержали Марвел от иначе неминуемого разорения.

В 1978-ом в очередной раз сменился главный редактор. После Роя Томаса, о котором уже было упомянуто, и который, проведя 2 года на посту, вернулся к исключительно написанию комиксов, редакторов было еще несколько, но важную роль сыграл именно Джим Шутер (Jim Shooter). Многие критиковали его за диктатуру и чрезмерный редакторский контроль, которые он установил в издательстве, из-за чего многие писатели и художники, включая Томаса, ушли в DC или еще куда, но при нем журналы всегда выходили по расписанию. Кроме того, при нем Марвел ожидала череда очень больших творческих успехов, в том числе работа Криса Клэрмонта (Chris Claremont) и Джона Бирна (John Byrne) над «Uncanny X-Men», великого Фрэнка Миллера (Frank Miller) над «Daredevil» и переработка Тора от Уолта Симпсона (Walt Simpson). За 9 лет, что Шутер занимал этот пост, также были введены роялти, вместо постраничной оплаты художникам и писателям, разрабатывался формат графического романа – более глубоких и длинных повествований, произошли первые глобальные события-кроссоверы, а также была запущена Новая Вселенная.

В 1980 году была запущена новая антология «Epic Illustrated», авторам которой предлагались все права и роялти на созданных ими героев. Кроме того, подобно журналу «Heavy Metal», была явная ориентация на более взрослую аудиторию. В 1982-ом даже было сформировано целое подразделение Epic Comics. Издания отличались, кроме всего прочего, более качественной бумагой. К тому же, одними из первых в Америке Epic издавали материал, произведенный в других странах. Печатали и адаптации разнообразного литературного материала, например, произведений Клайва Баркера (Clive Barker), таких как «Восставший из Ада» (Hellraiser).

В 1982-ом же начали издавать серию энциклопедий, рассказывающих о Вселенной Марвел, называющихся «The Official Handbook of the Marvel Universe», первые 15 томов вышли именно в тот год. После было издано огромное число обновлений. Вселенная, где происходит действие большинства марвеловских комиксов, с 1983 года стала носить название Земля-616 (Earth-616).

Первой лимитированной серией (то есть серией, в которой заранее запланировано количество выпусков и весь сюжет) в истории комиксов была серия не марвеловская, а «World of Krypton»secret_wars.jpg от DC Comics в 1979 году. Марвел стали печатать лимитированные серии с 1982 года, и одной из них была серия «Соревнование Воителей» (Contest of Champions), в которой все супергерои были собраны в одном месте. Ну, это, конечно, бывало и, например, в 1965-ом в «Fantastic Four Annual #3», но вне основных серий произошло впервые. А в 1984 году случились «Секретные Войны» (Secret Wars). Эта лимитка из 12 выпусков – первое в комикс-индустрии глобальное событие-кроссовер, имеющее связующие выпуски во многих других сериях. Сейчас так делают очень часто, современные популярные события, такие как Гражданская Война (Civil War) или Власть Тьмы (Dark Reign), корнями уходят именно в 1984 год, а тогда это было в новинку. Говорят, в 1985-ом DC на свой легендарный Кризис на Бесконечных Землях (Crisis on Infinite Earths) вдохновили именно Секретные Войны.

В 1986-ом была создана Новая Вселенная. Возникла идея создать совершенно новый мир, не связанный с обычной Вселенной Марвел, с заранее предопределенной концепцией сюжетной связанности всех журналов, выходящих в этом подразделении. Кроме того, хотелось сделать что-то более реалистичное и логичное (Стэна Ли бы не взяли в авторы, даже если бы сильно просился). Не должно быть инопланетян, скрытых рас, богов, магии и супертехнологий. Силы персонажей должны быть ограничены, и последствия их действий и реакция на них обычных людей более реалистичны. Реализму прибавляло и то, что год, прошедший в реальном мире, соответствовал году прошедшему в Новой Вселенной. Однако из-за резкого уменьшения бюджета качество комиксов упало, и популярность также падала. Уже после первого года 4 журнала были закрыты, и в целом вселенная не выдержала и пяти лет.

Современность
В 1992 году сразу семь одаренных художников (включая Тода Макфарлэна (Todd McFarlane) и Эрика Ларсена (Erik Larsen), работавших над Человеком-Пауком, Джима Ли (Jim Lee), известного по Людям Икс и Роба Лифелда (Rob Liefeld), работавшего над «X-Force») покинули издательство, недовольные тем, что они не имеют прав на созданных ими персонажей и, соответственно, не получают, например, денег от продажи фигурок и прочего мерчендайза. Они основали свое издательство Image Comics, в котором основным правилом является то, что все права всегда имеют авторы. Много позже и в Марвел будет открыто подразделение Icon Comics с той же идеологией.

Также в 1992 году была совершена попытка вообразить возможное киберпанковое будущее Вселенной Марвел. В 2099 году, спустя век после некой большой катастрофы, никаких супергероев и в помине нет, а миром правят корпорации. Современную эпоху называют Эрой Героев (Age of Heroes), ее история стала мифологией. И находятся люди, желающие возродить образы этих старых героев. Первыми были запущены серии Дум 2099 (Doom 2099), Каратель 2099 (Punisher 2099) и, конечно, Человек-Паук 2099 (Spider-Man 2099), а затем последовали и многие другие. Но к 1996 году, когда Марвел снова чуть не разорились, многие авторы покинули серии, и к 1998 линейка была окончательно закрыта.

В 1996-ом почти все выпускаемые журналы поучаствовали в глобальном событии Onslaught Saga, в результате которого были перезапущены некоторые основные серии, такие как «Фантастическая Четверка» и «Мстители», в новой вселенной Heroes Reborn (Герои: Перерождение). Перерождением занимались специально для этого приглашенные Джим Ли и Роб Лифелд. После хороших изначальных продаж они упали ниже ожидаемого уровня, и спустя год этот эксперимент был завершен, а все серии вернулись в привычное русло.

В новое тысячелетие компания вошла с новым (и пока последним) главным редактором Джо Кесадой (Joe Quesada), окончательно оправившись от финансовых потрясений, и была снова готова открывать новые горизонты. Были созданы несколько подразделений. Во-первых, это нацеленное на немного более взрослую ultimates.jpgаудиторию Marvel Knights, а также на совсем взрослую, не стесняющееся ни матерщины, ни откровенной эротики, – MAX. Во-вторых, наоборот, идеально подходящее для детей Marvel Age, позже перезапущенное как Marvel Adventures. Но самый главный успех ожидал импринт Ultimate Marvel. В очередной раз была сделана попытка создать новую вселенную для нового поколения читателей с одной стороны, и с другой - в ее рамках представить обновленных, переписанных с нуля, героев Марвел, опять же, чтобы новым читателям не нужно было разбираться в том, что же произошло за предыдущие десятилетия. И на этот раз магия свершилась. Вселенная Ультимэйт, со своим зачастую неординарным, и в то же время логичным переложением основных идей, концепций и, собственно, персонажей, удостаивалась и похвал критиков, и имела очень высокие продажи. Первой постоянной серией в 2000 году стала, кто бы мог подумать, «Ultimate Spider-Man», затем подтянулись и «Ultimate X-Men», и позже «Ultimate Fantastic Four». Большинство же персонажей появлялись в разнообразных и обычно качественных лимитках, особенно стоит упомянуть, конечно, об ультиматной версии Мстителей, которая носит название «The Ultimates». В 2009-ом в Ультиматной Вселенной произошло глобальное событие Ультиматум (Ultimatum), после чего импринт и серии были перезапущены под новой маркой Ultimate Comics.

2000-ые годы также, безусловно, запомнились большим количеством успешных голливудских фильмов по мотивам комиксов Марвел. Это в первую очередь кино-франчизы о Людях-Икс и о Человеке-Пауке. К концу десятилетия выстрелил Железный Человек, два фильма о котором начинают новую волну связанных между собой экранизаций, которую продолжат Тор, Капитан Америка и все они вместе в Мстителях.

31 августа 2009 года (то есть ровно через 70 лет после выхода "Marvel Comics # 1") компания Уолт Дисней (Walt Disney Company) приобрела Marvel Entertainment за 4 миллиарда долларов. Еще рано судить, насколько это повлияет на положение Марвел в комикс-индустрии в будущем. Сейчас они, безусловно, занимают первую позицию, опережая (немного) главных конкурентов - DC и по продажам, и по популярности, а также, например, по количеству экранизаций. Если же Марвел когда-нибудь и исчезнут, то, очевидно, это произойдет только вследствие гибели человечества, не так ли?